Важно! Ученики, не сдавшие итоговое сочинение, не будут допущены к ГИА и ЕГЭ, а соответственно, рискуют не получить долгожданный документ об образовании и лишиться права продолжить обучение в ВУЗе.
Для абитуриентов, которые выберут для себя филологическое направление, сочинение будет играть не только роль пропуска к ЕГЭ. Его можно подать при поступлении, получив дополнительные баллы и повысив свои шансы на бюджетное место в хорошем ВУЗе.
Хотя, бояться нечего, ведь статистика говорит о том, что в 2018 году 95% выпускников справились с задачей с первой попытки.
Формат итогового сочинения
В 2019 году будущие выпускники будут писать декабрьское сочинение в своей школе, как это происходит уже на протяжении нескольких лет. В назначенный день учеников 11 класса рассадят в заранее подготовленных классах, а за 15 минут до начала испытания огласят темы сочинений по литературе, которые в 2019-2020 учебном году будут отличаться для регионов, расположенных в разных часовых поясах.
На выполнение работы отводится 4 часа, что, по мнению самих учеников, вполне достаточно для того, что бы написать необходимые 250 слов, поразмыслив над заданной темой.
Обратите внимание, что порог в 250 слов – это необходимый минимум. В реальности же хорошее сочинение в среднем должно содержать 300-350 слов. К тому же, практикуясь на этапе подготовки, лучше ориентироваться на завершение работы за 3 часа 30 минут или 3 часа 40 минут.
Для детей, имеющих право на организацию особых условий для сдачи первого выпускного испытания, сочинение может быть проведено на доме, либо в более легком формате изложения. Но, данное право предоставляется исключительно на основании документального подтверждения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Результат сочинения («зачет» или «незачет») будет оглашен ближе к концу календарного года.
Критерии оценки итогового сочинения в 2019 году
Как и в предыдущем сезоне, в этом году оценивать работы учеников будут учителя школы, совместно с экспертами. Проверяя важное для выпускников 2019 года итоговое сочинение и принимая решение, педагоги будут учитывать такие направления и критерии:
№ | Критерий | Что проверяют? | За что поставят «незачет»? |
1 | Соответствие теме | Проверяется содержание сочинения и умение ученика рассуждать на заданную тему. | Работа не соответствует теме или вообще не имеет цели высказывания.
Автоматически будет «незачет» по работе в целом!
|
2 | Аргументация | Проверяется умение выпускника использовать литературный материал из разных изученных произведений для аргументации своей позиции. | Вообще отсутствует привлечение литературного материала, либо в случае существенного искажения содержания литературного произведения, на которое ссылается ученик.
Автоматически будет «незачет» по работе в целом!
|
3 | Композиция | Проверяется логичность цепочки рассуждений, умение выдерживать оптимальное соотношение между тезисом и доказательствами. | В работе полностью отсутствует тезисно-доказательная часть или имеют место грубые логически нарушения, которые мешают понять суть рассуждений. |
4 | Качество речи | Проверка речевого оформления текста, уровня владения литературным русским языком. | Очень низкое качество речи, работа содержит много речевых штампов, разговорных (не литературных) слов. |
5 | Грамотность | Проверка текста на наличие грамматический и пунктуационных ошибок. | Учеником допущено более 5 ошибок на каждый 100 слов сочинения. |
Как видите, критерии не излишне жесткие. Для успешного преодоления первого испытания достаточно получить «зачет» по первым двум критериям. А это значит, что достаточно того, что ваши рассуждения будут соответствовать теме и будут подкреплены литературным материалом.
Обратите внимание, что мало просто ссылаться на определенные произведения. Необходимо находить конкретные литературные примеры, анализировать поведение и характер героев, приводить в качестве весомого аргумента мысли автора.
Именно поэтому самым актуальным вопросом для oдиннaдцaтиклaccников 2019-2020 года будет, какие темы могут предложить в этот раз для итогового сочинения.
Темы декабрьского сочинения в 2019-2020 году
Узнать точные темы сочинения заблаговременно невозможно, ведь они держаться в строгом секрете и разглашаются за 15 минут до начала экзамена. Но, для более эффективной подготовки, ученикам предложены направления, в рамках одного из которых и будет выбрана тема, по которой им предстоит писать итоговое сочинение в 2019-2020 году:
Итак, мы представляем вам максимально широкий обзор необходимой литературы, которую нужно прочитать и знать для успешного написания итогового сочинения в 2018-2019 учебном году.
Представим вам несколько списков. Главный список - универсальная литература. Это та литература, которая подойдёт под ЛЮБОЕ из направлений этого года.
И далее представим литературу по каждому из направлений по отдельности.
Универсальная литература:
- «Война и мир», Л.Н. Толстой;
- «Преступление и наказание», Ф.М. Достоевский - кроме направления Искусство и ремесло.
Выберите нужное направление:
«Отцы и дети»
- «Гроза», А.Н. Островский
- «Война и мир», Л.Н. Толстой
- «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные», Ф.М. Достоевский
- «Тихий Дон», «Судьба человека», «Родинка», М.А. Шолохов
- «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», А.С. Пушкин
- «Тёмные аллеи», И.А. Бунин
- «Обломов», И.А. Гончаров
- «Уроки французского», «Последний срок», В.Г. Распутин
- «Премудрый пескарь», М.Е. Салтыков-Щедрин
- «Вишневый сад», А.П. Чехов
- «В дурном обществе», В.Г. Короленко
- «Детство», А.М. Горький
- «Расплата», В. Тендряков
- «Завтра была война», Б. Васильев
- "Безумная Евдокия", "Шаги", А. Алексин
- "Ночь исцеления", "Пара осенней обуви", Б. Екимов
- «Горе от ума», А.С. Грибоедов
- «Отцы и дети», И.С. Тургенев
«Мечта и реальность»
- М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»;
- И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
- Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
- А.П. Чехов: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»;
- М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;
- И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;
- М.А. Шолохов, «Тихий Дон»;
- А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»;
- М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;
- Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;
- А.Н. Островский, «Гроза»;
- И.А. Гончаров, «Обломов»;
- М.Ю. Лермонтов , «Мцыри»;
- Н.В. Гоголь, «Шинель».
«Месть и великодушие»
- В.В. Быков: «Сотников», «Журавлиный крик»;
- Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
- А.С. Пушкин, «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»;
- Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие…»;
- В.П. Аксёнов, «Московская сага»;
- Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;
- М.А. Шолохов, «Тихий Дон», «Судьба человека»;
- В.М. Гаршин, «Трус»;
- А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин»;
- Дж. Роулинг, «Гарри Поттер»;
- В.Л. Кондратьев «Сашка».
«Искусство и ремесло»
- М. А. Булгаков: «Мастер и Маргарита»;
- А. П. Чехов: «Чайка», «Дом с мезонином»;
- Н. В. Гоголь: «Портрет», «Невский проспект»;
- М. Горький: «На дне»;
- А. Островский: «Лес», «Бесприданница»;
- Л. Н. Толстой: «Война и мир»;
- М.Е. Салтыков-Щедрин% «Как один мужик двух генералов прокормил»;
- А. Куприн: «Гранатовый браслет»;
- Н.С. Лесков% «Левша».
«Доброта и жестокость»
- Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
- Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Идиот»;
- И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
- М.А. Булгаков, «Записки юного врача»;
- В.П. Астафьев, «Людочка»;
- А.И. Солженицын, «Матрёнин двор»;
- А.П. Чехов, «Крыжовник»;
- В.М. Шукшин, «Чудик»;
- К.Г. Паустовский, «Телеграмма»;
- Т. Кенэлли, «Список Шиндлера»;
- М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне».
Источник: https://www.ctege.info/itogovoe-sochinenie-2019/literatura-dlya-itogovogo-sochineniya-2018-2019.html
Источник: https://www.ctege.info/itogovoe-sochinenie-2019/literatura-dlya-itogovogo-sochineniya-2018-2019.html
Источник: https://www.ctege.info/itogovoe-sochinenie-2019/literatura-dlya-itogovogo-sochineniya-2018-2019.html
Источник: https://www.ctege.info/itogovoe-sochinenie-2019/literatura-dlya-itogovogo-sochineniya-2018-2019.html
Структура сочинения
Продумайте структуру сочинения для каждого из блоков. Она должна содержать такие пункты:
1 | Вступление | Около 100 слов, 70 из которых – вступление. А 30 – подводка к основной части. |
2 | Основная часть | Главный тезис и его аргументация с опорой на литературные произведения |
2-й тезис и аргументация | ||
3-й тезис и аргументация | ||
3 | Заключение | Примерно 60-70 слов. Блок стоит начинать с итоговых конструкций «Подводя итог…», «Рассуждая, я прихожу к выводу…» и др. |
Опираясь на литературный материал, действуйте по схеме:
Помните, что переход от одного произведения к другому должен быть плавным, а потому желательно продумать небольшие вводные предложения, благодаря которым текст не будет выглядеть рваным.
Советы педагогов
Опытные учителя, выпускники которых каждый год успешно сдают не только сочинение, но и ЕГЭ по литературе, рекомендуют:
Секрет успеха прост – и он в практике! Пишите сочинения, анализируйте свою работу и вносите коррективы, добиваясь максимально высокого результата.